Курс повышения квалификации «Современный клинический психоанализ: от теории к практике»

Гамаюнова Ольга Сергеевна

руководитель программы, практикующий психоаналитик

До начала курса осталось:

Дней
:
Часов
:
Минут
:
Секунд

Программа курса

Курс рассчитан на студентов старших курсов обучения, практикующих специалистов и специалистов,  начинающих собственную психоаналитическую практику. Зачисление в учебную группу производится на основании предоставленного резюме. Студенты младших курсов, представители других специальностей и слушатели, не имеющие собственной клинической практики, могут быть зачислены в учебную группу по результатам личного собеседования с автором и ведущей курса.

Целями курса являются:

  1. Формирование обучающимися собственных теоретико-методологических позиций в отношении наиболее актуальных и обсуждаемых в современном международном психоаналитическом сообществе и литературе концептов.
  2. Овладение в процессе обучения инновационными техниками и инструментами психоаналитической терапии, навыками их целесообразного и обоснованного применения в соответствующих контекстах психоаналитического процесса.

В рамках курса будут последовательно рассмотрены шесть ключевых дискуссионных концептов современной психоаналитической теории и практики. Каждому из концептов посвящен отдельный обучающий модуль.

В составе каждого модуля:

-  2 авторских видео-лекции лекции по 60 минут, проиллюстрированные клиническими примерами из психоаналитической практики автора курса;

- список литературы к модулю для углубленного изучения темы модуля;

- 1 полуторачасовой вебинар-семинар, на котором слушателям будет предложено обсуждение современного психоаналитического текста на тему модуля и ответы преподавателя на вопросы по теме модуля. Статью и вопросы для обсуждения слушатели получают заранее.

В рамках курса предусмотрены супервизии-интервизии клинических случаев из практики слушателей курса. Количество супервизий-интервизий определяется на основании поданных слушателями заявок.

Общая продолжительность курса с учетом самоподготовки составляет 72 ак.часа.

По окончании курса обучающимся предлагаются две формы контроля:

  • Тест для определения степени овладения обучающимся теоретическим материалом курса
  • Протокол психоаналитической сессии с вопросами по процессу психоаналитической терапии для определения степени овладения обучающимся практическими умениями и навыками, осваивавшимися в рамках курса.

Обучающиеся, успешно справившиеся с контрольными заданиями, получают диплом о повышении квалификации. Обучающиеся, не справившиеся с контрольными заданиями, получают справку о прослушанном курсе.

Программа курса "Современный клинический психоанализ: от теории к практике"

Модуль 1: «Современные модификации психоаналитической техники»

Причины модификаций классической психоаналитической техники:

  1. Изменения реалий современной жизни:
    - модификации сеттинга. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия: сходства, различия, показания и противопоказания, возможности и ограничения, особенности техники;
    - дистанционные формы психоаналитического лечения: специфика, возможности и ограничения, показания и противопоказания, организация процесса, сложности и способы их преодоления.
  2. Выделение новых нозологических категорий и разработка модификаций техники и инструментов для эффективной помощи пациентам, ранее не доступным для психоанализа: классический психоанализ, экспрессивная и поддерживающая психоаналитическая психотерапия: особенности, области применения, возможности и ограничения, показания и противопоказания, техники и инструменты каждого из видов.
  3. Разработка междисциплинарных подходов к психотерапевтическому лечению:
    - психоаналитическая терапия с опорой на ментализацию;
    - психоаналитическая терапия и медикаментозное лечение: терапия психотических и пограничных пациентов;
    - психоаналитическая терапия пациентов с аддикциями (алкоголизм, наркомании, игромания);
    - психоаналитическая терапия в период беременности и грудного вскармливания.
  4. Изменения социокультурной парадигмы современного западного общества:
    - краткосрочная психоаналитическая терапия, сфокусированная на актуальной проблеме: особенности, возможности и ограничения, область применения, техники и инструменты;
    - групповая психоаналитическая терапия: показания и противопоказания, особенности, возможности и ограничения, область применения, структура и динамика группы, техники и инструменты работы с группами;
    - цели современной долгосрочной психоаналитической терапии: модификации техники в связи с изменениями целей, способы и инструменты достижения терапевтических целей;
    - современные сопротивления психоаналитическому процессу: виды, особенности, методы преодоления.

Модуль 2: «Терапевтические факторы в современном психоанализе»

  1. Современные представления о терапевтических факторах психоаналитического лечения:
    1)неспецифические факторы: проявления в терапевтическом процессе, техники и инструменты формирования, способы преодоления трудностей формирования;
    2)специфические факторы психоаналитического лечения: проявления в терапевтическом процессе, техники и инструменты формирования, способы преодоления трудностей формирования;
  2. Расширение представлений о переносе как терапевтическом факторе психоаналитического лечения: новые виды переноса, признаки и способы выявления, техники работы.
  3. Расширение представлений о контрпереносе как терапевтическом факторе психоаналитического лечения: новые виды контрпереноса, признаки и способы обнаружения, техники работы.
  4. Трансформация представлений о роли психоаналитика в процессе психоаналитического лечения:
    1)психоаналитик как «реальный объект», «объект переноса» и «эволюционный объект»: особенности каждой позиции, техники работы.
    2)терапевтический потенциал отношений в процессе психоаналитического лечения:
    - методы дифференциации интрапсихического и интерсубъективного в психоаналитическом процессе;
    - техники управляемой регрессии;
    - использование пациентами достижений в процессе лечения в актуальной жизни вне кабинета: возможности, ограничения, методы преодоления трудностей.

Модуль 3: «Расщепление и проективная идентификация»

  1. Расщепление:
    - виды расщепления: «горизонтальное» и «вертикальное» расщепление;
    - аналитическая функция связывания и расщепление;
    - расщепление и  пограничный уровень организации личности: проявления, техники работы.
  2. Проективная идентификация:
    - нормальная и анормальная проективная идентификация;
    - фантазии проективной идентификации;
    - аналитическая функция контейнирования и проективная идентификация;
    - проективная идентификация у психотических и пограничных пациентов: проявления, переживания в контрпереносе, техники работы.
  3. Концепция «психических убежищ» как патологических организаций у невротических, пограничных и психотических пациентов: идея, полемика, техники и инструменты работы.

Модуль 4: «Перверсия»

  1. Классическое представление о перверсии как «негативе» невроза.
  2. Современные представления о «перверсии» в психоанализе:
    - концепция «перверсной структуры» французского психоанализа и психиатрии;
    - концепция «неосексуальности»;
    - концепция «перверсных отношений».
  3. Психоаналитическое лечение перверсий: специфика, техники и инструменты.
  4. Концепции «перверсного переноса», «перверсного контрпереноса», «аналитического сговора»: признаки, следствия, техники и инструменты работы.

Модуль 5: «Тело в современном психоанализе»

  1. Концепция «диссоциации тела»: «отщепленное тело» и его функции, травматические диссоциации, частичная диссоциация.
  2. Концепция «инсценировок тела».
  3. Современные психоаналитические концепции расстройств пищевого поведения: анорексия и булимия, инструменты и техники работы.
  4. Концепции ипохондрии и дисморфофобии, инструменты и техники работы.
  5. Концепция «опературного функционирования» в психосоматической практике: роль нарциссизма, Сверх-Я, травм и объекта.
  6. Концепция «самоуспокоения»: нормальное и патологическое самоуспокоение, виды патологического самоуспокоения, инструменты и техники работы, методы формирования нормальных способов «самоуспокоения».

Модуль 6: «Мазохизм»

  1. Концепция мазохизма как «негатива» чувства вины: взаимоотношения «морального мазохизма», аутосадизма и чувства вины.
  2. Концепции «эрогенного» мазохизма: мазохизм и принцип удовольствия, мазохизм и проекция.
  3. Мазохизм и влечение к смерти.
  4. Аутоагрессия и самоповреждения: виды, проявления и техники работы.
  5. Мазохизм, работа скорби и депрессивные расстройства. Современные психоаналитические инструменты и техники работы с депрессией.
  6. Концепция «эссенциальной» депрессии, принципы и техники работы.

Заявка на обучение

Образование для психотерапевтов и психологов

Реквизиты


ООО "НИЦ ВЕИП"
197198, Санкт-Петербург, Малый пр. П.С., дом 26-28 литер А, пом. 21Н
ИНН 7813307016
ОГРН 1047855086256
КПП 781301001
р/с 40702810155200180415
Петроградское ОСБ № 1879/0790 г. Санкт-Петербург Северо-Западный банк ПАО «Сбербанка России»
БИК 044030653
к/с 30101810500000000653