fbpx
Skip to main content

Курс повышения квалификации «Психоанализ юного субъекта: Ребенок зеркала. Клиника аутизма»

Дистанционно
(30 академических часов)

Айтен Юран

Психоаналитик, философ, преподаватель ВЕИП, практикующий специалист
  • Дата начала: 21 октября 2024

  • Продолжительность обучения: 1,5 месяца

  • Форма обучения: дистанционно

  • Стоимость модуля: 20 000 рублей

  • Удостоверение о повышении квалификации: 30 ак.часа

Связанные курсы

Очно
Дистанционно

О курсе

Курс Айтен Юран «Психоанализ юного субъекта» состоит из 3 самостоятельных частей, которые познакомят вас с актуальными теоретическими и клиническими разработками в области психоаналитической работы с детьми.

Курс основан на теоретических положениях Фрейда З., Лакана Ж. и Дольто Ф.

Наследие Дольто дает сильные ориентиры в клинической работе с юным субъектом. В то же время, можно сказать, что оно практически не раскрыто для русскоязычного читателя и в силу отсутствия хороших переводов работ Дольто, и в силу того, что ключи для осмысления ее наследия лежат в поле довольно сложных положений психоанализа Лакана. Попытки чтения Дольто вне лакановского психоанализа оборачиваются значительным упрощением и вульгаризацией ее концепций. Хорошо известны слова Лакана, обращенные к Дольто: «В клинической практике ты делаешь то, о чем я говорю на своих семинарах».

Первый модуль, «Ребенок зеркала. Клиника аутизма», посвящена вопросам инфантильной детской сексуальности с позиции теории Франсуазы Дольто, фазы зеркала Дольто и ее отличий от стадии зеркала Лакана. Ключевым вопросом данной части является клиника аутистического субъекта в том числе и в подходах современных нам французских психоаналитиков.

Все перечисленные вопросы сопровождаются разбором клинических случаев. Формат обучения включает в себя: работу с текстами, подробный и внимательный разбор клинических случаев, полезные ссылки, видеолекции, вебинары, рекомендуемую литературу для изучения, тематические задания.

Программа курса

Вопросы первой встречи:
Этические ориентиры в подходе к юному субъекту. Важность установления аналитического кадра в работе с юным субъектом. Сложности детского анализа. Разбор некоторых положений, позволяющих настроить суть психоаналитического подхода: невозможность пристежки к хронологической временной разметке в вопросе становления, отсутствие границы норма/патология. Разбор ключевого положения этики Дольто: «ребенок не существует». Важность речевого измерения в отношениях с ребенком как исходной точки, дающей шанс становления психики. Речь Другого как поле формирующее психику субъекта. Этическая максима Дольто: «говорить с ребенком!».

Вопросы второй встречи:
Ориентиры в вопросе подхода к симптому ребенка. Разные круги требований. Разбор заметки Лакана «О ребенке» (1969). Две возможные клиники: ребенок как симптом отношений и ребенок как восполняющий материнскую нехватку. Мельман: два вида симптомов детской клиники. Ориентиры в вопросе подхода к симптому ребенка. Первосцена и возможность ее сборки как необходимый фантазм в вопросе становления психики. Бессознательное знание ребенка. Этика Дольто: «говорить с ребенком обо всем, что касается его истории». Пробелы в историчности субъекта. Тайны в связи с рождением.

Вопросы третьей встречи:
Инфантильная сексуальность. Попадание ребенка в поле зрения психиатрии (М.Фуко) и дискурс мастурбации. Открытия Фрейда как способ вывести детскую сексуальность и разряда патологической. Механизм последействия. Субъект догенитальный/генитальный. Двухступенчатое начало сексуальной жизни. Стадия зеркала Лакана. Настройка сцены Другого и обнаружение представлений о себе. Формирование функции я. Отношения с идеальным я. Раскол между глазом и взглядом.

Вопросы четвертой встречи:
Фаза зеркала Дольто. Игра Fort/Da на манер Дольто (игра со шляпой). Зеркало в Другом и зеркало как «холодная поверхность». Опыт зеркала как испытание, которое проходит субъект. Эффекты стадии зеркала: обнаружение разницы большой маленький и открытие лица. Клиническая применимость данных различий.

Вопросы пятой встречи:
Противостояние поведенческих и психоаналитических подходов. Диагноз аутизм и сингулярные способы невозможности вхождения в человеческое измерение. Возможные изобретения в клинической работе. Удельный вес субъективности в голосе Другого. Тембр как пространство резонанса тела и языка. Восхищенный взгляд Другого и отказ на стороне ребенка. Этическая составная клиники. Фрагменты из статьи Мальваля об аутистической структуре.

Для кого этот курс

  • Для психологов, психоаналитиков, психотерапевтов, работающих с детьми, как опытных, так и начинающих свою практику;
  • Для врачей, медицинских работников, педагогов, преподавателей, которые так или иначе имеют отношение к юному субъекту и взаимодействуют с ним.

Преподаватель курса

Айтен Юран - практикующий психоаналитик, философ, редактор сетевого журнала «Лаканалия», с 2001 г. постоянная участница лакановских семинаров при Музее сновидений Фрейда автор более 50 научных публикаций по работам Лакана и Дольто, соавтор книги «Клиника Лакана» (вместе с В. Мазиным, Ижевск, 2016), преподаватель Восточно-Европейского Института психоанализа с 2002 года (Санкт-Петербург) и Международного института глубинной психологии (Киев, Украина), организатор двух ежегодных конференций при Музее сновидений Фрейда по наиболее сложным вопросам психоанализа, со-организатор Школы психоанализа Фрейда-Лакана. Опыт практической работы с детьми более 15 лет. Айтен Юран так же является одним из организаторов центра ранней социализации для детей от 0 до 3 лет.

Видеоанонс

Заявка на обучение

Открытый вебинар по курсу

Вас могут заинтересовать следующие курсы

Психоанализ юного субъекта: эдипализация субъекта, клиника фобии

Психоанализ юного субъекта: психоанализ Франсуазы Дольто

Психоаналитическая работа с детьми